ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

 

СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

 

 

Понимание процессов, характеризующих современную языковую ситуацию и речевое поведение человека, необходимо любому образованному человеку. Особенно важно это в системе гуманитарного образования.

Содержание дисциплины предполагает рассмотрение активных процессов в современной русской лексике,  их социальной обусловленности, связи речевого поведения и языкового вкуса эпохи, языковой моды.

Особое внимание в содержании дисциплины уделяется современной языковой личности, лексикону и тезаурусу как важнейшим показателям лингвокультурного портрета современника. Специально рассматривается «Русский ассоциативный словарь как способ представления современной языковой личности. Соотношение активного и пассивного словаря в лексиконе языковой личности позволяет выявить основные проблемы, возникающие в процессе коммуникации, в процессе восприятия различных текстов. Рассматриваются лексико-семантические причины коммуникативных неудач в средствах массовой информации, лексический облик современной газеты (выразительные средства, актуализация новой лексики, лексические средства установления контакта с читателем), метафорические модели в современной публицистике.

Особое внимание уделяется проблеме культурной грамотности (понятие, введенное американским культурологом Э. Хершем) как фактору речевого поведения.

Лексический портрет современника исследуется также на материале художественной прозы последних лет (в том числе на материале произведений массовой литературы).

Содержание дисциплины предполагает активную творческую роль студентов в выборе материала и направлений анализа.

 

 

 

Автор-составитель программы – В.Д. Черняк, доктор филологических наук, профессор

Сайт создан в системе uCoz